МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Том XLV, С. 697-701
опубликовано: 20 сентября 2021г.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Содержание
Обучение кн. Михаила Александровича в Новгороде у свт. Василия, архиеп. Новгородского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 624)Обучение кн. Михаила Александровича в Новгороде у свт. Василия, архиеп. Новгородского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 624)

(1333, Псков - 26.08.1399, Тверь), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами). Четвертый cын Тверского и Владимирского кн. св. мч. Александра Михайловича и кнг. Анастасии. Впервые упоминается в 1333 г., когда М. А. был крещен приехавшим во Псков Новгородским архиеп. свт. Василием Каликой. «Девяти лет бывшу», М. А. отправился «грамоте учится» в Новгород к архиеп. Василию (НПЛ. С. 345, 354). В позднейшей Никоновской летописи это известие было дополнено информацией о том, что архиепископ отдал княжича на учение своему протодиакону. Данное свидетельство представляется вполне вероятным в отличие от указания, содержащегося в «Предисловии летописца княжения Тферскаго» - панегирическом произведении, созданном в XV в., которое с сокращениями было включено в летописный «Тверской сборник» XVI в. В «Предисловии...» говорится, что М. А. для учения «вдан бысть честною его материю Анастасиею к митрополиту Киевскому Феогносту» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 467); эти сведения нужно считать ошибкой позднего биографа князя. Автор «Предисловия...» пишет, что в Новгороде М. А. вскоре научился грамоте «и духовному разуму, и закону», исправно ходил в церковь («детских игр и глумлений отлучаяся, и всегда божественному писанию прилежа».- Там же), беседовал «только с мудрыми мужами», в первую очередь со своим духовным отцом архиеп. Василием Каликой. Молодой князь был всеми любим и превосходил сверстников духовно и телесно: «...мудрь биаше паче сверстник своих», украшен «величеством тела». Готовясь стать правителем, он «поучашеся, како суд исправовати» (Там же). Видимо, по составленному в 1339 г. завещанию отца (по др. версии - в нач. 60-х гг. XIV в. в результате раздела владений между сыновьями Александра Михайловича) М. А. получил Микулинский удел. В 1352 г. М. А. женился на кнж. Евдокии Константиновне, дочери вел. кн. Нижегородского и Суздальского Константина Васильевича.

В 1362 г. М. А. совершил поездку в Великое княжество Литовское (ВКЛ) и заключил мир с вел. кн. Литовским Ольгердом (в связи с нападением зимой 1361/62 литов. войск на тверские волости). По всей видимости, в том, что к литовскому кн. Ольгерду отправился именно М. А., сыграли роль их тесные родственные связи: Ольгерд был женат на сестре М. А. Ульяне Александровне, а его дочь была замужем за братом жены М. А. городецким кн. Борисом Константиновичем. Заключение мира усилило позиции Александровичей, лидерство среди которых в 60-х гг. XIV в. перешло к М. А.

В 1362-1363 гг. между вел. кн. Тверским Василием Михайловичем и племянниками (Александровичами), вероятно, был заключен договор, по к-рому Василий Михайлович отказался от 1/3 отчины Александровичей. Тогда же М. А. вместе с др. князьями тверского княжеского дома упомянут среди выдавших жалованную грамоту тверскому Отрочу в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскому монастырю. Грамота подтверждала широкие финансово-экономические полномочия архимандрита мон-ря «по грамотам» Тверского и Владимирского св. вел. кн. Михаила Ярославича. И договор, и совместная грамота являются свидетельствами того, что князья предприняли попытку примириться, чему, видимо, способствовали Тверские епископы Феодор II Добрый и Василий (см. ст. Василий, еп. Тверской), упоминаемые в грамоте.

В 1365 г., судя по титулованию в летописях, М. А. стал, по крайней мере де-факто, великим князем Тверским не только благодаря личным качествам, но и ввиду семейных обстоятельств. Во время эпидемии чумы в Тверском княжестве (кон. 1365 - нач. 1366) умерли его мать кнг. Анастасия (20 нояб. 1365), старший брат холмский кн. Всеволод Александрович (8 янв. 1366) и двое младших братьев. М. А. получил возможность распоряжаться Холмским княжеством и владениями своих младших братьев. От чумы умер и двоюродный брат М. А. кн. Семен Константинович, завещавший свою часть клинских земель М. А., а не родному брату - кн. Еремею Константиновичу и не дяде Василию Михайловичу. Предвидя реакцию ближайших родственников кн. Семена Константиновича, М. А. «нарядил городок новыи на Волзе» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 81). Тверской еп. Василий и население Твери выступили на стороне М. А. Владыка «по митрополичю приказу» должен был рассудить конфликтующих членов тверского княжеского дома. Еп. Василий оправдал М. А., чем вызвал недовольство Москвы. В 1367 г. М. А. уехал в Литву, а представители др. стороны инспирировали вызов «приставом митрополичим» «на Москву на суд перед митрополита» Тверского владыки, «что их судил о чясти о княже о Семенове. И тако на Москве про тот суд владыце Василию бышеть истома и протор велик» (Там же. Стб. 84). И, несмотря на то что послы владыки вместе с послами кашинского князя принимали участие в урегулировании спора, позиция епископа, по-видимому, и далее оставалась неизменной.

В 1367 г. вел. кн. Владимирский и Московский св. Димитрий Иоаннович, поддерживая Василия Михайловича и клинского кн. Еремея Константиновича, начал военные действия против М. А. Пострадали и волости Тверского владыки, поддерживавшего М. А. В окт. того же года в ходе ответных действий М. А., пришедшего с литов. войсками на тверские земли, были взяты в плен супруга и бояре Тверского князя. Войска М. А. двинулись к Кашину. Однако Василий Михайлович отправил навстречу ему послов, и при посредничестве Тверского епископа был заключен мир.

Уже в год своей смерти, в 1368 г., Василий вновь «собрал был рать к Микулину на своего братанича на князя на Михаила и опять распустиша» (Там же. Стб. 75). В «Предисловии…» указывается, что к действиям против М. А. Василия Михайловича побуждала супруга кнг. Елена Иоанновна, считавшая, что племянник «хощеть княжи(ти) на град(е) сем» (т. е. в Твери). Обосновывая серьезность позиций М. А., она отмечала, что он «старшаго ти брата сын, и ест муж доблии, сладок всем, и весь град Тверскыи любит его» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 468-469).

Отпевание и погребение блгв. кн. Михаила Александровича (в схиме Матфея) в Спасо-Преображенском соборе Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 517 об.)Отпевание и погребение блгв. кн. Михаила Александровича (в схиме Матфея) в Спасо-Преображенском соборе Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 517 об.)

В нач. 1368 г. М. А. заключил мир с Московским князем. Однако в сер. 1368 г. вел. князя Тверского пригласили на переговоры в Москву, где он был схвачен и арестован, как и его бояре. По всей видимости, московское правительство добивалось от М. А. согласия на передачу Еремею Константиновичу Городка и отчины кн. Семена Константиновича. Неожиданный приезд в Москву ордынского посольства привел к освобождению М. А. (по-видимому, московское правительство посчитало, что ордынцам не нужно знать о княжеских конфликтах), к-рый все же лишился части бывш. владений кн. Семена Константиновича. Осенью 1368 г. Тверской князь участвовал в 1-м походе литов. кн. Ольгерда на Москву, после к-рого М. А. были возвращены все отобранные владения, а кн. Еремея Константиновича отправили в Тверь. В 1369 г. М. А. построил в Твери деревянные укрепления. В том же году Московский князь снял с себя крестное целование к М. А. и начал военные действия, к-рые с перерывами длились до 1375 г. Предвидя подобные действия Димитрия Иоанновича, М. А., видимо для подтверждения своего статуса, обратился в Орду (ярлык М. А. на Тверское княжество привезли в Тверь в 1370, во время военных действий). В кон. 1370 г. он участвовал во 2-м походе Литовского кн. Ольгерда на Москву. Среди способов давления на М. А. было и отлучение князя и еп. Василия, к-рое предпринял митр. св. Алексий. В послании от июня 1370 г. свт. Алексию К-польский патриарх Филофей Коккин поддержал это отлучение (ПДРКП. № 17. Стб. 103-110), но после присланной ему грамоты кн. Ольгерда с жалобами на митрополита (ПДРКП. № 24. Стб. 135-140) Алексию в 1371 г. было предписано снять отлучение с Тверского князя.

В нач. 1371 г. М. А. отправился в Орду, где получил от ставленника Мамая хана Мухаммед-Булака ярлык на Владимирское великое княжение. 10 апр. вместе с ханским послом Сары-ходжой он приехал в Тверь, откуда отправился во Владимир. Димитрий Иоаннович, несмотря на требование ордынского посла, «не сступися ему» Владимира. Тогда М. А., не прекращая боевых действий, двинулся назад к Бежецкому Верху и 23 мая возвратился в Тверь. В том же году М. А. направил в К-поль некую жалобу на митр. Алексия, которая, возможно, по содержанию была близка к обращению в том же году к патриарху Филофею Коккину Литовского кн. Ольгерда, просившего поставить особого митрополита на Киев, Смоленск, Тверь, М. Русь, Новосиль и Н. Новгород. Позже М. А. двинулся с войском на Кострому, но, не дойдя до нее, повернул, взял Мологу, сжег ее и др. города, разорил Бежецкий Верх. Летом того же года М. А. заключил договор с Новгородской республикой «о рубеже» по причине нападения и взятия М. А. Бежецкого Верха. Осенью 1371 г. Димитрий Иоаннович вернулся из Орды с ярлыком на Владимирское великое княжение, после чего противостояние М. А. с ним продолжилось. Московские войска напали на Бежецкий Верх, убили наместника вел. князя Тверского и разграбили ближайшие территории. М. А. направил свои рати на Кистьму и захватил там местных воевод. В этих условиях кашинский кн. Михаил Васильевич сложил крестное целование к М. А. и выехал в Москву.

Весной 1372 г. М. А. вместе с союзниками из ВКЛ (ранее совершившими Переяславский поход 1372) захватил Дмитров и двинулся на Кашин, после чего взял с города откуп и вернул кашинского князя в свое подчинение. В результате конфликта с жителями Нов. Торга (Торжка) он 31 мая разбил их войско близ города, а сам город сжег. Летом 1372 г. М. А. участвовал в 3-м походе Литовского кн. Ольгерда на Москву и в стоянии у Любутска. Согласно завершившему этот поход договору о перемирии, Литовский князь должен был отказаться от вмешательства в московско-тверские отношения и не поддерживать М. А. в его борьбе за Владимирское великое княжение, а также добиться от Тверского князя возврата награбленного с зимы 1368/69 г. имущества в «отчине» московского князя и во Владимирском великом княжестве. Согласно условиям перемирия, М. А. убрал своих наместников из Нов. Торга. В 1374 г. в Тверь прибыли митр. Алексий и буд. митр. Киевский свт. Киприан (в качестве патриаршего посланника), к-рые поставили на Тверскую епископскую кафедру Евфимия Висленя. Т. о. состоялось знакомство М. А. со свт. Киприаном, с пастырем установились добрые отношения, остававшиеся таковыми и далее.

В 1375 г. по предложению покинувшего Москву боярина И. В. Вельяминова и прибывшего вместе с ним сурожанина Некомата М. А. отправился в Орду, вскоре после возвращения оттуда вновь получил ярлык на Владимирское великое княжение. Заручившись поддержкой Литовского кн. Ольгерда, М. А. сложил крестное целование к Димитрию Иоанновичу и направил своих наместников в Нов. Торг. В ответ войска Московского князя и его многочисленных союзников двинулись на Тверское княжество: 1 авг. был взят Микулин, 5 авг. союзные войска подошли к Твери и сожгли посад. 8 авг. они начали приступ, к-рый тверичи отбили, после чего союзные войска приступили к планомерной осаде города. Вскоре на помощь осаждающим подошли новгородские войска. Осада длилась ок. месяца, при этом продолжались опустошение тверских земель и взятие в плен жителей. В этих условиях М. А. направил еп. Евфимия и своих бояр просить мира. 1 сент. 1375 г. был заключен московско-новгородско-тверской договор, к-рый установил вассальные отношения М. А. с Московским князем: М. А. должен был участвовать в военных акциях Московского князя, согласовывать с ним свои планы, относящиеся к внешней политике, не мог впредь претендовать на великое княжение во Владимире и Новгороде, лишался ставшего самостоятельным Кашинского княжества и волости Ракитны; кроме того, тверская сторона в кратчайшие сроки должна была отпустить пленных и вернуть захваченное имущество.

После 1375 г. начался новый этап во внутренней и внешней политике М. А. Он уже не только не предпринимал никаких самостоятельных военных акций, но, похоже, не участвовал и в московских (хотя к тому его обязывал договор 1375 г.). Это позволило направить ресурсы на внутренние нужды восстанавливавшей свои силы Тверской земли.

В 1376 г. Тверской князь женил своего старшего сына Ивана на дочери Литовского кн. Кейстута, сестре кн. Витовта.

Под 1382 г. Тверской сборник сообщает, что М. А. позолотил купол кафедрального Спасо-Преображенского собора. В период нашествия Тохтамыша в Твери укрылся выехавший из Москвы свт. Киприан, и в это время, вероятно, общение его с Тверским князем было тесным. Осенью 1382 г. М. А. вместе с сыном Александром отправился в Орду. Воспользовавшись ослаблением позиций Московского князя, он добился возвращения в состав Тверского великого княжества Кашинского княжества, оставшегося выморочным после смерти в мае 1382 г. кн. Василия Михайловича. Вернулся М. А. из Орды осенью 1383 г. В 1386 г. он женил своих сыновей: Бориса - на дочери вел. кн. Смоленского Святослава Иоанновича, Василия - на Анастасии, дочери киевского кн. Владимира (Василия) Ольгердовича.

Зимой 1388 г. М. А. поссорился с Тверским еп. Евфимием Висленем, в результате чего Евфимий удалился в мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца над Ручьем (находившийся, как полагают, в Заволжской части Твери), где ранее был игуменом. После утверждения Киприана на митрополичьем престоле М. А. направил к нему послов с просьбой прибыть в Тверь для разрешения «распри церковной». Для суда над Евфимием Висленем в 1390 г. были созваны не только церковный, но и земский соборы. Против владыки выступили все слои духовенства, бояре и «простии». Видимо, для того чтобы узнать настроения тверичей, Киприан предпринял поездку в Тверь, а не вызвал епископа в Москву. По просьбе М. А. владыка был смещен, Тверским епископом стал бывш. архидиакон митрополита, выходец из Киево-Печерского мон-ря свт. Арсений. С новым владыкой у М. А. установились дружеские отношения, он стал духовником князя.

Пользуясь мирным периодом в жизни Тверского великого княжества, М. А. ввел льготные торговые пошлины, призвал на жительство ремесленников и торговцев. При поддержке М. А. еп. Арсений основал Жёлтиков в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь, по-видимому, в период его правления был основан и Саввин мон-рь в Твери. В 1397-1398 гг. по инициативе М. А. построена каменная ц. св. архистратига Михаила в Нов. Городке (Старице), в 1399 г. обновлен кафедральный Спасо-Преображенский собор Твери, его стены украшены новой каменной резьбой. В Твери работали иконописные и книгописные мастерские. М. А. продолжал поддерживать отношения с К-польским патриархатом. В 1398 г. он направил свое посольство с пожертвованиями патриарху (такое же посольство ехало из Москвы). Это имело большое значение в то время, когда войска султана Баязида I осаждали К-поль. В летописных Повестях о преставлении М. А. рассказывается о встрече возвращавшихся из К-поля послов, к-рых патриарх благословил, вручив им дары и икону «Страшный Суд».

В 1399 г. М. А. заключил договор с Московским вел. кн. Василием I Димитриевичем, ставший большим достижением вел. князя Тверского. Благодаря этому договору Тверское великое княжество освободилось от мн. обременительных для него узаконений, введенных после соглашения 1375 г., и фактически между Московским великим княжеством и Тверским великим княжеством устанавливались равноправные союзные отношения. Это касалось торговой сферы, большинства социальных статей, сам вел. князь Тверской именовался «братом» вел. князя Московского. При этом летописи сообщают, что рус. князья послали «грамоты разметныи к Витовъту». Следует думать, что М. А. был среди этих князей.

В авг. 1399 г. М. А. заболел, последние дни князя описаны в 2 повестях о его преставлении. Первая повесть дошла до нас в составе летописей, восходящих к Новгородско-Софийскому своду XV в., а также, в переработанном виде, в составе Тверского сборника. Вторая повесть с обширной Похвалой князю содержится в Рогожском летописце и Симеоновской летописи. Первая повесть написана, очевидно, вскоре после преставления М. А., она подробно рассказывает о его последних днях и завершается некрологом-похвалой с описанием достоинств князя. Благодаря этому памятнику мы знаем о завещании М. А., согласно которому Тверь и еще 7 городов передавались его старшему сыну Ивану и которое закрепляло эти владения только за его потомством (другие 2 сына и внук М. А. получили по одному городу). В Похвале, содержащейся во 2-й повести о преставлении М. А., подчеркивается его активная строительная деятельность, говорится о борьбе с корчемниками и ростовщиками, об избавлении от незаконных поборов. В заслугу М. А. ставятся высокий экономический уровень городов, обретших привлекательность для людей из др. княжеств и земель, миролюбивая внешняя политика, к-рую проводил вел. князь Тверской после 1375 г. По-видимому, М. А. был выдающимся человеком, пользовавшимся всеобщей любовью и уважением. Характерно, что для автора 2-й повести вел. князь Тверской оставался властодержцем вплоть до смертного часа. «Мирное царство Михаила» в дальнейшем характеризовалось как период благоденствия Тверской земли, а сам князь являлся примером для своих потомков («егоже именем сынове тферстии хваляться, поминающе и́ в род и род»; он «образ добр оставле всем князем, хотящим властвовати на земли» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 167-168)).

Перед смертью М. А. был пострижен свт. Арсением в схиму с именем Матфей. Во 2-й повести о преставлении М. А. говорится, что после кончины князя иноки со Св. Горы Савва и Спиридон, находившиеся в Твери, «скуташа тело по обычаю лаврьскому» (Там же. Стб. 174).

О захоронении князя в тверском Преображенском соборе сообщается в сборнике, хранящемся в ГА Тверской обл. (Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1129): «Позади того же столпа к западным дверем подле церковные стены почивали великий князь Михаил Александровичь, во иноцех Матфеи, да великий князь Иоанн Михайловичь, во иноцех Алексий. И во 162-м (7162(1654).- Е. К.) году тех великих князей мощи преосвященный Лаврентии, архиепископ Тверский и Кашинский, для утеснения принес в предел благовернаго княз[я] Михаила Ярославича и положи их во угле десныя страны против южных дверей» (Л. 242).

Почитание

Создание ряда памятников, посвященных М. А., может свидетельствовать о подготовке в Твери канонизации князя, время правления к-рого впосл. будет восприниматься как период расцвета Тверской земли.

С 1897 г. по распоряжению архиеп. Тверского Димитрия (Самбикина) имя М. А. было внесено в синодик кафедрального Спасо-Преображенского собора, где в память о князе ежегодно служили панихиду. Согласно сведениям архиеп. Димитрия (Самбикина), в тверском кафедральном соборе вместе с частицами мощей разных святых хранилась частица мощей М. А. Общее поминовение тверских князей в соборе совершалось 15 или 16 сент. (Тверской патерик. 1907. С. 173, 179). Канонизация М. А. подтверждена внесением его имени в Собор Тверских святых, празднование которому было установлено в 1979 г. В нач. XXI в. прот. Георгий (Белодуров) написал и издал тропарь, кондак, молитву, акафист М. А. и его Житие (Белодуров Г., прот. Блгв. вел. кн. Михаил Александрович Тверской, в схиме Матфей: Житие и Акафист. Тверь, 2013). Впервые акафист читался 8 сент. 2016 г. в часовне Всех святых в Твери на Соборной пл.

Ист.: Иванов И. А., Виноградов И. А. Сборник [кон. XVII в. с выписками из летописей о событиях в Тверском княжестве] // Журнал 115 заседания Тверской УАК. С. 26-39 [«Повесть древняя списано о житии великого князя Михаила Александровича Тферского внука Михаилова»]; Успенский В. И., Писарев С. П. Блгв. кн. Михаил Александрович Тверской: Древняя повесть о его жизни: (Выпись из лицевого Царственного летописца). СПб., 1903; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2; Т. 11, 15, 18, Т. 15. Вып. 1; АСЭИ. Т. 3. № 16. С. 152-153; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 2001. Т. 2. С. 207-217; Кучкин В. А. Договорные грамоты моск. князей XIV в.: Внешнеполит. договоры. М., 2003. Прил. С. 338-343, 345-348.
Лит.: Беляев И. Д. Михаил Александрович, вел. кн. Тверский // ЧОИДР. 1861. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-44; Ключевский. Древнерусские жития. С. 177-180; Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 145-178, 376-377; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 479-484; Колосов В. И. Михаил Александрович, кн. Тверской и Микулинский. Тверь, 1900; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 8, 173-180; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918. С. 192-194, 201-204, 206-214, 299-306, 309-313, 318-320, 327-328, 364-366; Ильин М. А. Тверская лит-ра XV в. как ист. источник // Тр. МГИАИ. 1947. Т. 7. С. 18-68; Клибанов А. И. Свободомыслие в Твери в XIV-XV вв. // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Вып. 6. С. 239-247; Кучкин В. А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой // Куликовская битва: Сб. ст. М., 1980. С. 32-35, 68-102; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984 (по указ.); он же. Права и власть великих и удельных князей в Тверском княжестве 2-й пол. XIII-XV в. // Слав. мир: Общность и многообразие. Тверь, 2009. С. 221-224; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994 (по указ.); Кучкин В. А., Флоря Б. Н. Княжеская власть в представлениях тверских книжников XIV-XV вв. // Римско-константинопольское наследие на Руси: Идея власти и полит. практика. М., 1995. С. 191-194; Чернышов А. В. Очерки по истории Тверского княжества XII-XV вв. Тверь, 1996. С. 182-196; Горский А. А. Москва и Орда. М., 2003 (по указ.); Конявская Е. Л. Очерки по истории тверской лит-ры XIV-XV вв. М., 2007 (по указ.); она же. «Отъ слова честь» великому князю тверскому // Анфологион: Власть, об-во, культура в слав. мире в Ср. века: К 70-летию Б. Н. Флори. М., 2008. С. 235-248. (Славяне и их соседи; 12); она же. Тверь в лит. памятниках периода независимости княжества: Власть и народ // Слав. мир: Общность и многообразие. Тверь, 2009. С. 230-236; Беспалов Р. А. О письме Ольгерда патр. Филофею // ДРВМ. 2015. № 2(60). С. 49-62.
Е. Л. Конявская
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)
  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)
  • АННА КАШИНСКАЯ (ок. 1280-1368), св. блгв. кнг. (пам. 12 июня, 2 окт.)
  • БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)
  • ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ Храбрый (Донской) (1353 - 1410), кн. боровско-серпуховской
  • ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
  • ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых)
  • ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
  • ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
  • ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
  • ДИМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ (не позднее 1483 - не позднее 1544), св. кн. угличский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий